English
Поиск по сайту
Новости AKTAKOM(553)
Новости Anritsu(117)
Новости Fluke(134)
Новости Keithley(78)
Новости Keysight Technologies(645)
Новости Metrel(22)
Новости National Instruments(264)
Новости Pendulum(20)
Новости Rigol(93)
Новости Rohde & Schwarz(539)
Новости Tektronix(218)
Новости Texas Instruments(21)
Новости Yokogawa(118)
Новости Росстандарта(148)
АКТАКОМ
Anritsu
FLUKE
Keithley Instruments
Keysight Technologies
METREL
NI
RIGOL
Rohde & Schwarz
Spectracom
Tektronix
Texas Instruments
Yokogawa
Росстандарт
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Реклама на сайте
АКТАКОМ – победитель конкурса "Best in Test"!

ПР 50-732-93 Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц

Об Энциклопедии измерений
Поиск:  

ПР 50-732-93

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метро­логической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А. Заец (руководитель темы), И.П. Канаева, Т.А. Иванова, Х.О. Маликова, Ю.И. Яжборовская

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 295

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Настоящее Типовое положение не может быть полностью или частично воспроиз­ведено, тиражировано или распространено без разрешения Госстандарта России

УДК 389.14.33 Группа Т80

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПР 50-732-93

ОКСТУ 0008 Дата введения 01.01.94

Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы госу­дарственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприя­тия, организации, учреждения (далее - предприятия), наделенные правами юридиче­ского лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологическо­го контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", создание метрологических служб или иных орга­низационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.
1.2. Метрологическая служба государственного органа управления представляет со­бой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:
структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;
головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;
метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.
В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.
В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объедине­нии (далее по тексту - объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической служ­бы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые орга­низации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.
1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, не­зависимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (по­дотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным орга­ном управления или юридическим лицом.
1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, уч­реждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследова­ний, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществле­ния метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.
В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.
Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.
1.3. Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности изме­рений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Фе­дерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на пред­приятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юри­дического лица, определяются Положением о метрологической службе государствен­ного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.
1.4. Положение о метрологической службе государственного органа управления дол­жно содержать также информационные данные о государственном органе управле­ния, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организа­циях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права. В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в цен­тральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.
1.4.1. Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.
В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Фе­дерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согла­сованию с Госстандартом России.
1.5. Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информаци­онные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.
1.5.1. Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологиче­ской службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструк­торским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.
1.6. В своей деятельности метрологические службы государственных органов управ­ления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандар­та России, другими нормативными документами, Положением о метрологической служ­бе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.

2. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;
определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метроло­гическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплу­атации продукции или иных областей деятельности;
внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного конт­рольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комп­лексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;
осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттесто­ванными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемы­ми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕ­НИЯ

3.1. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:
3.1.1. осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц ве­личин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологиче­ских правил н норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
3.1.2. выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (органи­заций) обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
3.1.3. готовить предложения руководству государственного органа управления о на­значении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;
3.1.4. проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;
3.1.5. вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метро­логического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метроло­гическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных докумен­тов по вопросам метрологии;
3.1.6. готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проек­тной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы дол­госрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подо­трасли), к участию в аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;
3.1.7. получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления мет­рологического надзора;
3.1.8. принимать участие в аккредитации испытательных подразделений, аналитиче­ских лабораторий, метрологических служб.
3.2. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления:
3.2.1. проводит единую техническую политику и осуществляет общее руководство работами по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществлению метрологического контроля и надзора в отрасли (подотрасли) или в закрепленных областях деятельности;
3.2.2. осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами Государствен­ной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений;
3.2.3. разрабатывает проект Положения о метрологической службе государствен­ного органа управления, готовит предложения руководству о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и проводит согласование проекта Поло­жения с Госстандартом России;
3.2.4. координирует деятельность головных и базовых организаций метрологической службы и осуществляет контроль за их деятельностью;
3.2.5. определяет основные направления дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), для чего периодически организовывает и координи­рует работы по анализу состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли (подо­трасли) или в закрепленных областях деятельности;
3.2.6. руководит работами по формированию и выполнению программ метрологиче­ского обеспечения отрасли (подотрасли) или закрепленных областей деятельности;
3.2.7. организует разработку и выполнение планов организационно-технических ме­роприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения, контроли­рует результаты выполнения;
3.2.8. готовит предложения к проектам планов государственной стандартизации и разрабатывает планы работ по совершенствованию (актуализации) отраслевой норма­тивной базы по метрологическому обеспечению, готовит заключения по проектам основополагающих нормативных документов по вопросам метрологии;
3.2.9. организовывает и проводит работы по аккредитации головных и базовых орга­низаций метрологической службы;
3.2.10. участвует в проведении испытаний средств измерений, контроля и испытаний, разрабатываемых по заказам отрасли (подотрасли);
3.2.11. участвует в аккредитации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
3.2.12. координирует в отрасли (подотрасли) работы по международному сотрудниче­ству в области метрологии;
3.2.13. готовит предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалифи­кации кадров в области метрологии;
3.2.14. организовывает отраслевые совещания, семинары, конференции, выставки по вопросам метрологического обеспечения, координирует участие организаций и предпри­ятий отрасли в межотраслевых и международных совещаниях, семинарах, конферен­циях и выставках по вопросам метрологического обеспечения.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

4.1. Метрологические службы юридических лиц имеют право:
4.1.1. выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные пред­писания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
4.1.2. вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организа­ций, учреждений об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указа­ний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законо­дательству, метрологическим правилам и нормам;
4.1.3. вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организа­ций, учреждений о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации методик выполнения измере­ний;
4.1.4. получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.
4.2. В соответствии с задачами основной круг обязанностей метрологических служб юридических лиц включает выполнение следующих работ:
4.2.1. проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испы­таний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации отдельных видов продукции с целью правильного определения приоритетов в решении отдельных задач метрологического обеспечения, а также решения проблем удовлетворения требований потребителя в части функциональных характеристик продукции, условий ее эксплуата­ции, внедрения системы бездефектного изготовления продукции, обеспечения прибыль­ности ее изготовления;
4.2.2. разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе со­вершенствования метрологического обеспечения;
4.2.3. изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, эталонов для калибровки средств измерений, стандартных образцах состава и свойств веществ и материалов, подготовка предложений по их разработке и приобретению, согласование и формирование заявок на приобретение средств измерений;
4.2.4. разработка предложений к проектам планов государственной стандартизации;
4.2.5. участие в разработке средств и методов измерений и их внедрение;
4.2.6. участие в определении исходных технических требований на разработку средств измерений, в проведении испытаний средств измерений, в проведении работ по опре­делению межповерочных интервалов средств измерений;
4.2.7. участие в создании эталонов, других средств калибровки, необходимых для метрологического обслуживания создаваемых и выпускаемых средств измерений, со­гласование предложений по их разработке и выпуску с заинтересованными предприя­тиями;
4.2.8. разработка (участие в разработке) и организация выпуска стандартных образ­цов состава и свойств веществ и материалов, изготавливаемых предприятиями (объе­динениями), а в необходимых случаях также стандартных образцов веществ и материа­лов для метрологического обеспечения производства выпускаемой ими продукции или иных областей деятельности;
4.2.9. участие в аттестации средств испытаний и контроля, в разработке программ и методик их аттестации;
4.2.10. проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик вы­полнения измерений;
4.2.11. участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продук­ции и параметров технологических процессов;
4.2.12. проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям и нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля;
4.2.13. участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, в проверке технологического о6орудования на соответствие установленным нормам точности; проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
4.2.14. участие в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
4.2.15. проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации продукции, участие в аттестации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
4.2.16. учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность;
4.2.17. оценка экономической эффективности работ в области метрологического обеспечения, определение влияния этих работ на технико-экономические показатели производственной деятельности;
4.2.18. контроль за своевременным представлением средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений;
4.2.19. подготовка материалов и участие в согласовании заявок на импорт средств измерений, необходимых для повышения уровня метрологического обеспечения;
4.2.20. организация и проведение работ по калибровке средств измерений, обеспече­ние своевременного представления средств измерений па поверку;
4.2.21. организация и проведение ремонта средств измерений, находящихся в эксплу­атации;
4.2.22. осуществление проката средств измерений;
4.2.23. выполнение особо точных измерений;
4.2.24. хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки и калибровки средств измерений;
4.2.25. разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопро­сы метрологического обеспечения, участие в работах по совершенствованию (актуа­лизации) нормативной базы по метрологическому обеспечению;
4.2.26. проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нор­мативных документов;
4.2.27. осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
4.2.28. осуществление взаимодействия с Госстандартом России, органами Государст­венной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений, оказа­ния содействия органам Госстандарта России при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;
4.2.29. осуществление взаимодействия с головными и базовыми организациями Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), центрами данных Государственной службы стандартных спра­вочных данных (ГСССД), участие в проведении аттестации стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
4.2.30. участие в работах по международному сотрудничеству в области метрологии, в том числе во внедрении и соблюдении рекомендаций МОЗМ, ИСО, МЭК, КООМЕТ и других международных организаций;
4.2.31. организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и атте­стации кадров в области метрологии;
4.2.32. участие в проведении анализа претензий к качеству продукции с точки зрения недостатков в метрологическом обеспечении;
4.2.33. проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок, конкурсов по вопросам метрологического обеспечения, подготовка информационных материалов по вопросам метрологического обеспечения, деятельности метрологической службы, в том числе об оказываемых метрологических услугах;
4.2.34. осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Государственной метрологической службы.

5. ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

5.1. Головная организация метрологической службы (далее - головная организа­ция) назначается по решению государственных органов управления (или объединения юридических лиц) для выработки и проведения единой технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерении в отрасли или иных областях деятельности, закрепленных за соответствующим государ­ственным органом, или объединением юридических лиц, которому головная органи­зация подчинена.
5.2. Головные организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (в составе Перечня головных и базовых организаций метрологической службы, прилагаемого к Положению о метрологической службе государственных органов управления).
5.3. К основным задачам головной организации относятся:
выработка технической политики и перспективное планирование работ в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения в отрасли или иных областях деятельности;
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологи­ческого обеспечения, определение потребностей отрасли в средствах измерений, конт­роля, испытаний;
координация деятельности и методическое руководство базовыми организациями метрологической службы и метрологическими службами предприятий отрасли;
выполнение важнейших работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений;
разработка и внедрение современных методов и средств измерений, автоматизиро­ванного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, средств поверки и калибровки, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (по закрепленным областям измерений);
участие в испытаниях и работах по сертификации средств измерений, испытаний и контроля, предназначенных для использования в отрасли;
организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, про­ектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств из­мерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяе­мыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
осуществление контроля за деятельностью базовых организаций метрологической службы и метрологических служб предприятий отрасли.
5.4. Положение о головной организации метрологической службы разрабатывается на основе Положения о метрологической службе государственного органа управления (или на основе Положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4 и 5 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см. п. 1.4. настоящего Типового положения).
5.5. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на головную организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом головной организации.
Главный метролог головной организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на головную организацию.
5.5.1. В Положении о головной организации отражаются не только отдельные функции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие подразделения головной организации.
5.5.2. На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метроло­гом головной организации, могут быть возложены также обязанности по метрологиче­скому обеспечению деятельности своей организации.
5.5.3. Для выполнения функций, определенных в Положении, головная организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки. другим контрольно-измери­тельным и испытательным оборудованием.
5.6. Головная организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.
5.6.1. Головная организация, в составе которой имеется самостоятельная калибро­вочная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метроло­гическими центрами или органами Государственной метрологическом службы в соответствии со статьей 23 Закона "Об обеспечении единства измерений".
5.7. Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществля­ется из централизованных фондов соответствующего государственного органа управления.

6. БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

6.1. Базовая организация метрологической службы (далее – базовая организация) назначается по решению государственного органа управления или объединения юридических лиц, которому она подчинена, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений в подотрасли (при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и эксплуатации закрепленных за ней групп продукции) или закрепленных областях деятельности.
Базовые организации могут назначаться по территориальному принципу с прикреплением к ним объединений и предприятий определенного региона, в частности, для выполнения работ по калибровке и ремонту средств измерений.
6.2. Базовые организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (при согласовании Поло­жения о метрологической службе государственных органов управления).
6.3. К основным задачам базовой организации относятся:
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в подотрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологического обеспечения на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке средств и методов измерении, в создании эталонов и других средств калибровки, необходимых для метрологического обеспечения производства на прикрепленных предприятиях;
участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оп­тимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов на прикрепленных предприятиях;
проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых пара­метров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям к нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в атте­стации технологических процессов, проверке технологического оборудования на соот­ветствие установленным нормам точности;
участие в подготовке к аттестации производств и к сертификации систем качества на прикрепленных предприятиях;
проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нор­мативных документов;
проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля на прикрепленных предприятиях;
проведение калибровки средств измерений;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применя­емыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикреплен­ных предприятиях.
6.4. Положение о базовой организации метрологической службы разрабатывается на основе положения о метрологической службе соответствующего государственного орга­на управления (или на основе положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4 и 6 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см. п. 1.4. настоящего Типового положения).
6.5. Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на базовую организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом ба­зовой организации.
Главный метролог базовой организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на базовую организацию.
6.5.1. В Положении о базовой организации отражаются не только отдельные функ­ции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие структурные подразделения базовой организации.
6.5.2. На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метроло­гом базовой организации, могут быть возложены также обязанности по метрологиче­скому обеспечению деятельности своей организации.
6.5.3. Для выполнения функций, определенных в Положении, базовая организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измери­тельным и испытательным оборудованием.
6.6. Базовая организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.
6.6.1. Базовая организация, в составе которой имеется самостоятельная калибровоч­ная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров. заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии со статьей 23 Закона "Об обеспечении единства измерений".
6.7. Порядок финансирования работ, выполняемых базовой организацией, определяется государственным органом управления или объединением юридических лиц (для этих целей может создаваться специальный внебюджетный фонд из средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации).

7. МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

7.1. Метрологическая служба предприятия, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности (далее - предприятия) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.
В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.
7.2. Метрологическая служба предприятия проводит свою работу в тесном взаимодействии с основными структурными подразделениями предприятия.
7.3. К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерении, повышение уровня метрологического обеспечения производства;
внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;
организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;
проведение метрологической аттестации методик выполнения измерении, а также участие в аттестации средств испытании и контроля;
проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
7.4. Положение о метрологической службе предприятия разрабатывается на основе Устава предприятия в соответствии с требованиями разделов 4 и 7 настоящего Типового положения и утверждается руководителем предприятия.
При выполнении предприятием работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия.
7.5. Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право по­верки и (или) калибровки средств измерений.
7.6. Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности изме­рений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологиче­скими центрами или органами государственной метрологической службы в соответст­вии со статьей 27 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений"



Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежий номер
№ 1 Март 2021
КИПиС 2021 № 1
Тема номера:
Современная измерительная техника
Конвертер единиц измерения
Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.