Новая космическая обсерватория

04.05.2011

Российское космическое агентство (Роскосмос) приняло решение о начале следующего этапа работ по проекту "ГАММА-400" - "Создание космического комплекса, включающего космическую обсерваторию для исследования гамма-излучения в диапазоне высоких энергий (в части разработки дополнения к эскизному проекту космического комплекса)". О проекте рассказывает заместитель научного руководителя проекта "ГАММА-400", ведущий научный сотрудник лаборатории космических лучей ФИАН, кандидат физико-математических наук Николай Топчиев.

Исследования космического гамма-излучения - высокоэнергичной области (примерно с 0,1 МэВ) электромагнитного спектра - начали развиваться в семидесятые годы прошлого века. В результате наблюдений космическими приборами ГАММА-1 (СССР), EGRET (США), AGILE (Италия), Fermi (США) и наземными установками H.E.S.S. (расположена в Намибии), MAGIC (на Канарских островах, Испания), VERITAS (в Аризоне, США) и др. накоплен большой объем информации. Это данные о галактических и внегалактических источниках гамма-излучения - пульсарах, квазарах, активных галактических ядрах и др., а также о диффузном галактическом гамма-излучении.

"Однако около 40% из обнаруженных источников гамма-излучения до сих пор не идентифицированы с источниками, обнаруженными в других диапазонах электромагнитного спектра (оптическом, рентгеновском, радио- и др.). И поэтому природа гамма-излучения в этих источниках не ясна. Кроме того, измерения проводились с недостаточным энергетическим разрешением - это необходимо, чтобы обнаружить в энергетических спектрах особенности, которые могут быть связаны с процессами аннигиляции или распада частиц темной материи.

В соответствии с Федеральной космической программой РФ на 2006-2015 гг. в ФИАНе совместно с МИФИ и рядом других российских и иностранных (Италия, США и др.) организаций разрабатывается гамма-телескоп "ГАММА-400". Этот прибор на специализированной космической обсерватории будет измерять гамма-излучение в диапазоне энергий от 100 МэВ до нескольких тысяч ГэВ. По основным характеристикам - угловое разрешение около 0,01º, энергетическое разрешение - 1% - "ГАММА-400" превзойдет существующие установки (космические и наземные) в 5-10 раз. Это позволит ответить на многие вопросы: о природе гамма-излучения в дискретных источниках, о наличии процессов в нашей Галактике, связанных с темной материей" . - говорит Николай Топчиев.

В настоящее время продолжается эскизное проектирование космической обсерватории "ГАММА-400", в составе которой гамма-телескоп устанавливается на служебной платформе "Навигатор", разрабатываемой НПО им. С.А. Лавочкина. В ходе работ будет окончательно определена физическая схема и конструкция прибора (масса 2600 кг, энергопотребление 2000 Вт, объем научной информации, подлежащей передаче на приемные пункты 100 Гбайт/день), отработаны вопросы взаимодействия с космическим комплексом и наземными пунктами приема информации.

Запуск космической обсерватории "Гамма-400" планируется в 2016-2017 гг.

По материалам АНИ ФИАН-информ, www.fian-inform.ru.

№ 1 Март 2021