EN
Поиск по сайту
Новости AKTAKOM(574)
Новости Anritsu(121)
Новости Fluke(134)
Новости Keithley(78)
Новости Keysight Technologies(666)
Новости Metrel(24)
Новости National Instruments(265)
Новости Pendulum(20)
Новости Rigol(96)
Новости Rohde & Schwarz(558)
Новости Tektronix(225)
Новости Texas Instruments(23)
Новости Yokogawa(132)
Новости Росстандарта(154)
АКТАКОМ
Anritsu
FLUKE
Keithley Instruments
Keysight Technologies
METREL
NI
RIGOL
Rohde & Schwarz
Spectracom
Tektronix
Texas Instruments
Yokogawa
Росстандарт
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Информация
АКТАКОМ - Измерительные приборы, виртуальные приборы, паяльное оборудование, промышленная мебель

Новое в законодательстве об обеспечении единства измерений

19 сентября 2008 г. в ФГУ «Ростест-Москва» прошел научно-практический семинар «Новое в законодательстве об обеспечении единства измерений».

Открыл семинар заместитель генерального директора ФГУ «Ростест-Москва» по метрологии Евдокимов Александр Степанович.

Евдокимов А.С.

С подробным докладом об основных положениях нового федерального Закона «Об обеспечении единства измерений» выступил Крутиков В.Н., заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В своем выступлении он сказал: «Произошло важнейшее для российской метрологии событие. Сложная и продолжительная работа над новым Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» завершилась его принятием. Мы прошли длительный путь многочисленных дискуссий и жарких споров как по общим проблемам развития отечественной метрологии, так и по отдельным формам государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Крутиков В.Н.

В новом Федеральном законе от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ учтены положения, содержащиеся в утвержденной в 2004 году Концепции разработки Федерального закона «Об обеспечении единства измерений». Учтены также рекомендации Международной организации по законодательной метрологии (документ МОЗМ Д1 «Элементы закона по метрологии»). Принятый закон позволил более четко разделить сферы действия законодательства о техническом регулировании и законодательства, регулирующего обеспечение единства измерений в Российской Федерации.

В новом законе сохранены формы регулирования, предусмотренные законом «Об обеспечении единства измерений» от 1993 года, которые показали свою эффективность за последние пятнадцать лет.

Кратко остановимся па особенностях принятого Федерального закона.

В законе детально сформулированы цели, предметная область законодательства и сфера государственного регулирования (статья 1). Объектами государственного регулирования данным законом определены измерения, единицы величин, эталоны единиц величин и стандартные образцы, а также средства измерений. Существенной особенностью нового закона является то, что определение конкретных измерений, попадающих в сферу государственного регулирования, и установление метрологических требований к ним возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, которые правительством уполномочены осуществлять функции по выработке государственной политики в областях деятельности, попадающих в сферу государственного регулирования и определенных в п. 3 статьи 1 закона.

Важно, что сама сфера государственного регулирования в новом законе заметно сокращена. Это связано, прежде всего, с исключением из нее деятельности по производству продукции, поставляемой для государственных нужд. Новыми для сферы государственного регулирования являются измерения, выполняемые в соответствии с техническими регламентами. Доля этой составляющей будет со временем возрастать по мере принятия новых технических регламентов.

Значительно расширен состав основных понятий, используемых в законе. Это вызвано, прежде всего, необходимостью более понятного и однозначного описания и последующего трактования форм государственного регулирования, принятых в законе. Необходимо было учитывать состояние зарубежной терминологии и понятийной базы современного российского законодательства. Так, например, вместо понятия «государственный метрологический контроль» для обозначения деятельности по испытаниям средств измерений в целях утверждения типа, поверке средств измерений, метрологической экспертизе и т. д. использовано понятие «форма государственного регулирования». Применение понятия «контроль» для указанных видов метрологической деятельности нецелесообразно, так как в сложившейся в российском законодательстве системе понятий определения контроля и надзора зачастую идентичны.

Организационным основам обеспечения единства измерений посвящена глава 7 закона. Она определяет составные элементы структуры национальной системы обеспечения единства измерений и устанавливает основные функции, которые они должны исполнять. Распределение функций между федеральными органами исполнительной власти осуществляет правительство. Важно, что принятая структура государственного регулирования не противоречит международным рекомендациям.

Рекомендация МОЗМ Д1 содержит конкретные указания (п. III.2): «В законе по метрологии эти вопросы (вопросы централизации управления) должны решаться в соответствии с основополагающими актами (Конституцией), политической и административной организацией и Генеральной политикой страны».

Месту, роли и развитию эталонной базы Российской Федерации в новом законе уделено значительно больше внимания, чем в законе 1993 года:

1) в статье 2 закона к государственным эталонам отнесены не только государственные первичные эталоны, как в действующем законе, но и все эталоны, находящиеся в Федеральной собственности;

2) в статье 7 указано: государственные первичные эталоны единиц величин подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений; государственные научные метрологические институты осуществляют содержание и применение государственных первичных эталонов;

Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к государственным первичным эталонам, а также порядок их применения;

3) в статье 25 предусмотрено финансирование расходов на разработку, совершенствование и содержание государственных первичных эталонов, а также финансирование разработки и совершенствования государственных эталонов.

Закон не допускает приватизации государственных первичных эталонов. По сравнению с первичными эталонами единиц величин вторичные эталоны и эталоны более низкого уровня получают единицу от первичных эталонов, подвергаются более частой замене и модернизации. Поэтому закон допускает возможность их приватизации.

В статье 7 закона предусмотрена возможность прослеживаемости средств измерений к национальным эталонам других стран, но только в случае отсутствия в России соответствующего государственного первичного эталона. Это полностью соответствует рекомендациям МОЗМ Д1 «Элементы закона о метрологии».

Закон устанавливает шесть форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (статья 11):

  • утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
  • поверка средств измерений;
  • метрологическая экспертиза;
  • государственный метрологический надзор;
  • аттестация методик (методов) измерений;
  • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Эти формы регулирования уже применяются в России и показали свою эффективность. В то же время в законе исключены лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений и аттестация физических лиц в качестве поверителей средств измерений.

Значительные изменения произойдут в информационном сопровождении деятельности в области обеспечения единства измерений (Статья 20). За счет средств федерального бюджета будет создаваться и вестись Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Он будет включать нормативные правовые акты и нормативные документы, информационные базы данных, международные документы и договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках измерении, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования, сведения о государственных эталонах единиц величин, об утвержденных типах стандартных образцов и средств измерений, результатах поверки средств измерений. Ограничения в пользовании Федеральным информационным фондом могут быть связаны только с сохранением государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Принятие закона не означает окончания работ по нормативно-правовому обеспечению единства измерений в Российской Федерации.

В течение предстоящих двух лет необходимо разработать и принять более двадцати нормативных правовых актов Российской Федерации, которые призваны конкретизировать детали механизма обеспечения единства измерений.»



Номер журнала: КИПиС 2008 № 5

Возврат к списку


Материалы по теме:


При использовании материалов журнала «Контрольно-измерительные приборы и системы» ссылка на сайт www.kipis.ru обязательна.

Для просмотра файлов PDF может понадобиться Adobe Reader. Получить Adobe Reader бесплатно можно здесь.

Читайте бесплатно
№ 4 Декабрь 2021
КИПиС 2021 № 4
Тема номера:
Современная измерительная техника
Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.