English
Поиск по сайту
Новости AKTAKOM(573)
Новости Anritsu(121)
Новости Fluke(134)
Новости Keithley(78)
Новости Keysight Technologies(660)
Новости Metrel(24)
Новости National Instruments(265)
Новости Pendulum(20)
Новости Rigol(96)
Новости Rohde & Schwarz(553)
Новости Tektronix(226)
Новости Texas Instruments(22)
Новости Yokogawa(130)
Новости Росстандарта(152)
АКТАКОМ
Anritsu
FLUKE
Keithley Instruments
Keysight Technologies
METREL
NI
RIGOL
Rohde & Schwarz
Spectracom
Tektronix
Texas Instruments
Yokogawa
Росстандарт
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Реклама на сайте
АКТАКОМ - Измерительные приборы, виртуальные приборы, паяльное оборудование, промышленная мебель

Новое в законодательстве об обеспечении единства измерений

С докладом о мероприятиях по реализации Федерального Закона «Об обеспечении единства измерений» выступил Лахов Владимир Михайлович, начальник Управления Метрологии Ростехрегулирования. Вот, что он сказал: «Уважаемые коллеги! Я попробую в своих комментариях, в своем выступлении ответить на те вопросы, которые здесь прозвучали.

Многострадальный закон принят, 26 июня подписан президентом Медведевым, вводится 1 января 2009 года.

Понятно, что закон носит рамочный характер, и конечно, необходимо для реализации закона разработать целый ряд нормативно-правовых документов разного уровня, начиная с актов законодательства, т.е. законов, постановлений правительства, указов президента в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые сегодня по положению могут осуществлять Федеральные органы власти, имеющие право нормативно-правового регулирования, т.е. я имею ввиду министерства.

Эти три уровня и документы должны реализовывать положение закона в виде нормативно-правовых документов. Документы это одна из частей, постольку сам закон является актом законодательства и первое, что он должен сделать, конечно, привести в нормальное соответствие законодательный корень вокруг этого закона. Второе, не только привести в соответствие с идеологией, духом этого закона, но и разработать необходимые дополнительные нормативные документы. Например, вводится такое понятие как «техническое устройство с измерительными функциями». Понятно, что должны разрабатываться документы об отнесении технических устройств к этой группе, о порядке утверждения, порядке регистрации, введения в реестр, включения в фонд.

Вот здесь хороший вопрос задавался про понятие «региональный метрологический центр». Слово «статус» — ничего не значит. Если этот статус не будет закреплен в соответствующих нормативно-правовых актах, в положениях о центрах. И здесь надо создать положение об этом региональном центре, определить его функции. Это примерно то же, что и понятие «национальный метрологический институт». Предусмотрено, что когда будет разрабатываться постановление правительства об эталонной базе там обязательно в состав этого постановления войдут все вопросы, связанные с национальным метрологическим институтом: как держатели эталоны и т. д. и т. п., т. е. там все будет раскрыто, хотя это тоже нормальный статус.

Разработан целый ряд документов, которые мы уже пересмотрели. И необходимо разработать новые документы — вот это как раз та задача, которая должна быть сформулирована. Законом предусмотрен срок 2 года, но некоторые документы в соответствии с Законом должны быть подготовлены в 4 квартале 2008 года, в частности это многострадальный перечень измерений, который должны разработать Федеральные органы власти. В связи с этим появился план внедрения закона, особенно документов высокого уровня и постановлений правительства, указов президента, этот план утверждается в правительстве. Сейчас такой план разработан и 8 августа утвержден зам.председателя правительства Российской Федерации И.И.Сечиным. В исполнение поручения правительства министерство и агентство естественно должны разработать нормативные документы, выпустить приказы по реализации плана и разработке документов, указанных в этом перечне. Ростехрегулирование, конечно, берет на себя колоссальный объем работ по разработке соответствующих нормативно-правовых актов разного уровня в виде проектов, который будет представлять в министерство для дальнейшего их продвижения.

13 сентября 2008 г выпущен приказ 2934, который в значительной мере, повторяет утвержденный правительством план по позициям. Многие положения нового закона являются неясными и как их реализовывать реально пока не понятно. Конечно, закон «живой», «дышащий», вносить туда изменения можно, но мы знаем, что сроки внесения изменений, которые проходят в форме изменения к законам, составляют годы. А в это время мы не можем бездействовать. Национальная система измерений есть, независимо от того упомянута она в законе или не упомянута, она есть. Все мы члены этой национальной системы измерений и мы обязаны обеспечить единство измерений. Поэтому нормативная база это такая же попытка устранить все неясности, неточности через конкретный механизм.

Теперь прокомментирую положения, перечисленные в плане мероприятий. Каждое мероприятие будет реализовываться на основании опыта разработки закона и внесения изменений в акты законодательств. Сегодня действуют порядка 27 Федеральных законов, в которых упомянуты положения об измерениях. Как вам известно, это законы о энергоресурсосбережении, закон об учете алкогольной продукции, закон о радиационной безопасности и т. д. До 1 января 2009 года нужно разработать концепцию технического задания и уже следующем году представить проект этого закона правительству для внесения в Думу. Вторая работа, которую мы собираемся сделать, это, конечно, внесение соответствующих изменений в долгосрочное планирование. Речь идет о стратегии развития обеспечения единства измерений до 2015 года. Разрабатывая эту стратегию по заданию правительства, когда в 2007 году состоялось известное заседание, где рассматривалось состояние дел с обеспечением единства измерений в стране, нам было дано поручение разработать этот достаточно долгосрочный перспективный план, который называется стратегия. Мы эту стратегию разрабатывали, мы ее практически согласовали с Федеральными органами власти, сейчас по выходу закона туда естественно должны внести соответствующие изменения и дополнения. Срок реализации 4 квартал 2008 года.

Далее, следующий уровень нормативно-правовых актов это постановления правительства, указы президента, поэтому предусмотрена работа по пересмотру и внесению изменений в этот уровень нормативно-правовых актов. И она тоже должна быть выполнена в 4 квартале 2008 года. Теперь законом предусмотрено внесение изменений в положения о министерстве и Федеральном агентстве. Эта позиция прямо прописана в законе о распределении функций. Сейчас закон продолжает сохранять централизованную систему управления, поэтому необходимо подготовить соответствующие изменения в постановления и о Федеральном агентстве, и о Министерстве. И это тоже работа 4 квартала 2008 года.

Правительство утвердило перечень нормативно-правовых актов в этом плане мероприятий. Все остальные работы в области законодательства, которые относятся к Федеральным органам по управлению, имеющим право нормативно-правового регулирования, т.е. я говорю про Мистерство, эти работы отнесены к так называемым заданиям по разработке межведомственного плана по реализации Федерального закона по обеспечению единств измерений. Прежде всего, это пересмотр тех нормативно-правовых документов, которые действовали на этот период. Я имею в виду 36 правил по метрологии в старом законе о регулировании соответствующих функций они должны быть пересмотрены, утверждены, должен быть составлен график пересмотра, причем все эти документы, я почему обращаю внимания, должны быть естественно согласованы с другими Федеральными Министерствами и ведомствами, в первую очередь имеющими отношение к данному закону. В Перечне, который представило правительство, указаны 19 таких Федеральных органов власти. Я думаю, что на этой стадии, и особенно стадии согласования, метрологическая общественность должна принять участие. Довольно странно, когда Перечень измерений формирует Федеральный орган власти. Все те документы, по которым Вы будете работать, нуждаются в согласовании прежде всего с теми, кто будет регулировать, поэтому мы будем разрабатывать эти документы, т. е. вести работу в режиме разработки национальных стандартов и с удовольствием будем принимать Ваши замечания, предложения.

В этом плане мероприятий указана та самая работа по составлению перечня измерений, который должны разработать Федеральные органы власти с определением показателей точности и представить в 4 квартале. Значит, проблема сложная и непростая. То, что называется перечнем измерений, конечно, с нашей точки зрения это глупость. Такие измерения никакого отношения ни к сферам государственного регулирования, ни вообще никакого по определению технической операции для получения результатов измерений. А вот результат измерения действительно имеет значение, в какой сфере его применять. Поэтому речь идет скорей всего о перечне средств измерений, которые должны формировать вот ту самую область государственного регулирования и будут реализовываться эти функции, в частности функции поверки, функции испытаний и т.д. Сейчас нашему институту дано поручение подготовить методический материал для Федеральных органов власти. Хорошо бы, если формирование этого перечня в соответствии с Федеральными органами власти опирались на мнение метрологов, работающих в реальной жизни, потому что пожелание создать метрологические службы в законе есть, но я думаю, что за 4 квартал при отсутствии финансирования вряд ли они будут созданы. Скорее всего, Федеральные органы власти и метрологическую деятельность будут осуществлять через некие уполномоченные организации, возлагая на них функции выполнения главного метролога отрасли и т. д.

Но, чтобы формировать такой перечень, нужен четкий методический критерий. Например, Минздрав. Хочу напомнить, что сегодня во всем мире область здравоохранения является приоритетом номер один и все они находятся в области законодательного контроля.

Мало того, эта сфера расширяется. Сейчас по 12 документу МОЗM, они распространили эту сферу даже на лабораторные приборы, применяющиеся в сфере здравоохранения, на различного рода анализаторы и т.д. и т.д. Мы должны всеми силами обеспечить защиту человека от недостоверных результатов измерений в области здравоохранения и уж совсем не хуже, чем международное сообщество. Вот почему нужен такой методический материал и сейчас такое задание дано — до конца сентября нужно его разработать и направить в министерство.

По закону министр будет утверждать документы только после согласования с нашим министерством.

Здесь был правильно задан вопрос: «Будет ли использоваться при формировании этого перечня действующий государственный реестр?»

Точно так же очень важно разработать методический документ по формированию того перечня, который будет утверждать правительство для наших государственных региональных метрологических служб. В этой ситуации пространство представляется в виде некоего ну, грубо говоря, представьте модель яйца. Все, что в этой скорлупе — это сфера государственного регулирования, а в ней есть желток — это перечень, по которому будут работать в интересах защиты, прежде всего конкретных граждан, наши региональные центры. Все что между желтком и скорлупой это — аккредитованные метрологические службы и индивидуальные предприниматели. Т.е собственные нужды теперь можно будет снимать и Вы можете предлагать эту метрологическую услугу, скажем по поверке, и другим сторонним организациям. Сейчас собственные нужды сводятся к тому, что Вы поверяете средства измерений, которые используете при выпуске продукции, при выпуске средств измерений, при ремонте, при проведении пуско-наладочных работ, т.е. когда Вы осуществляете собственные производственные функции, что, кстати, действует во всем мире. Теперь Вы можете задействовать это оборудование для поверки сторонних заказчиков, именно в этой части. Вот идеология построения. Естественно это все должно быть в соответствующих нормативных документах, которые будут утверждаться на уровне приказа министерства в МИНЮСТе. Методология составления этого перечня, будет основана на действующем реестре. это первое. Второе, международное направление деятельности. В известной вам 22 директиве говорится о 10 группах, подчеркиваю группах средств измерений, которые с точки зрения государственного метрологического контроля во всех странах будут одинаковы. В каждой отдельной стране этот перечень меньше, чем в этих 10 группах не будет, но исходя из интересов своей страны он может быть расширен. В соответствии с критериями в эту группу преимущественно включены средства, которые защищают, прежде всего, человека. Почему там включены учетно-расчетные операции? Да, потому что они принимают на уровне конкретного взаимодействия клиентов при торговле с продавцом. Почему там включены различные устройства: счетчики воды, газа, тепла и т.д.? Прежде всего из-за их необходимости на бытовом уровне. Почему там включены автозаправки? Тоже понятно. … Да, государство должно защитить гражданина от обсчета, от обмера, и гарантировать его безопасность, поэтому появляется экологическая группа приборов, группа по здравоохранению. Конечно, формирование этого перечня достаточно сложно, это потребует и организационных и технических изменений. Поэтому нельзя говорить, что закон не потребует средств — потребует! В Германии это осуществляется, например, путем того, что все осуществляющие подобного рода работы по этому перечню, ведут специалисты, и все они являются государственными служащими, все они оснащаются дополнительным оборудованием, все они работают как чиновники, все сдается в казну и т.д. Поэтому вопрос организационного плана при формировании перечня, конечно, нам надо будет учесть. Естественно, центры не могут так сказать попасть в резерв. Сегодня мы делаем порядка 40 млн. поверок, стоимость порядка 3 млрд. руб. в год и, конечно, мы постараемся не допустить, чтобы наши центры понесли экономические потери при таких преобразованиях, тем более что оснований для таких потерь, честно говоря, нет. Такой план должен быть разработан в 4 квартале, наполнен вот этими работами и представлен в правительство. Он должен быть утвержден министерством и представлен в правительство, при этом он должен, конечно, быть согласован 19 Федеральными органами, которые упомянуты в законе. Это очень сложная работа, чтобы ее выполнять, еще раз говорю, нам надо серьезно готовить методические материалы с принципами, критериями подходов и т.д., потому что речь идет о выполнении закона.



Номер журнала:  КИПиС 2008 № 5

Возврат к списку


Материалы по теме:


При использовании материалов журнала «Контрольно-измерительные приборы и системы» ссылка на сайт www.kipis.ru обязательна.

Для просмотра файлов PDF может понадобиться Adobe Reader. Получить Adobe Reader бесплатно можно здесь.

Читайте бесплатно
№ 4 Декабрь 2021
КИПиС 2021 № 4
Тема номера:
Современная измерительная техника
Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.