English
Поиск по сайту
Новости AKTAKOM(573)
Новости Anritsu(121)
Новости Fluke(134)
Новости Keithley(78)
Новости Keysight Technologies(660)
Новости Metrel(24)
Новости National Instruments(265)
Новости Pendulum(20)
Новости Rigol(96)
Новости Rohde & Schwarz(553)
Новости Tektronix(226)
Новости Texas Instruments(22)
Новости Yokogawa(130)
Новости Росстандарта(152)
АКТАКОМ
Anritsu
FLUKE
Keithley Instruments
Keysight Technologies
METREL
NI
RIGOL
Rohde & Schwarz
Spectracom
Tektronix
Texas Instruments
Yokogawa
Росстандарт
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Реклама на сайте

Новое в законодательстве об обеспечении единства измерений

Будет разработано уже в 2009 году и представлено постановление правительства о применении единиц величин в международной системе единиц в Российской Федерации. Вы знаете, наверное, немного стран, в которых такого законодательного акта о присоединении к метрической системе единиц нет. В большинстве стран такие законы приняты. Когда разрабатывалась первая версия закона, мы такое постановление подготовили, но правительство его отказалось прописывать, потому что у нас есть соответствующий государственный стандарт. Если Вы помните, 804005, где это все было расписано, а поскольку тогда действовали положения об обязательности государственного стандарта, правительство сочло, что этого достаточно. Сегодня ситуация, как Вы понимаете, изменилась, национальные стандарты являются добровольными. Присоединение к системе единиц должно быть оформлено, как написано в статье закона и это должно быть оформлено на основе нормативно-правового акта, что предусмотрено законом, и такой документ был разработан.

К сожалению, пропала законодательная метрология, а с ней пропала государственная метрологическая служба. Я не буду обсуждать правильно это или неправильно. Формально это, конечно, неправильно, потому что в международном сообществе эти понятия фигурируют активно. Это нам усложнит жизнь при различного рода процедурах признания, но тем не менее. Вот остались 3 государственных службы, по 2 есть положения, но эти положения были разработаны до выхода закона, по 2 будут разработаны дополнения, изменения, они будут включены в межведомственный план по пересмотру, а надо разработать новое положение о государственной службе стандартных образцов, состава свойств, вещественных материалов. Такое положение было разработано, просто правительство не успело подписать. Теперь это положение надо разработать в соответствии с требованиями закона. В этом положении нам, конечно, тоже придется устранять недостатки закона в части стандартных образцов. И какова техническая процедура испытаний никто мне сказать не может ни из разработчиков закона, потому что 2/3 стандартных образцов, которые создаются, аттестуются методом межлабораторного эксперимента. При испытаниях никто межлабораторных экспериментов производить не будет. Это нонсенс. Поэтому слова «испытания стандартных образцов» в дополнительном документе придется правильно расшифровать, чтобы не выглядеть посмешищем перед международным сообществом. Я говорю, что всеми нормативными документами нам придется устранять определенные недостатки закона.

Будет подготовлен очень важный документ, который называется «Об оплате работе услуг по обеспечении единств измерений по рыночным ценам Российской Федерации». Это важный документ, потому что есть работы, выполняемые по перечням, и работы, выполняемые по испытаниям, по поверке, куда допускаются сейчас аккредитованные юридические лица и будут, естественно, выполняться по этим установленным ценам. Здесь звучал вопрос о том, что могут возникнуть специальные организации, которые займутся только поверкой. Ради бога, но этим документом на них будут наложены экономические ограничения. Задрать цены выше официально утвержденных правительством, нарушить механизм ценообразования будет невозможно. Это правильно, потому что хоть мы с Вами и мнемся, не называя эти формы законодательного метрологического контроля, как они называются во всем мире, но, по сути они таковыми и являются. Поэтому тот рынок, который будет организован против сфер, конечно, будет регулирован, а по-другому не может быть, так как это сделано во всех странах. Поэтому этот документ очень важный, для того, чтобы запустить тот самый механизм допуска на рынок других аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С принятием закона будет разработан еще один очень важный документ, который во многих странах принят на нормативно-правовом уровне, это документ «об эталонной базе единиц, применяемых в Российской Федерации». Речь идет о правильном определении статуса государственных первичных эталонов, государственных вторичных эталонов. Государство согласилось финансировать государственные эталоны, но ограничено. Это, прежде всего эталоны тетра, которые должны поделить статус государственных вторичных эталонов и это, по сути дела, база государственных вторичных эталонов министерства обороны. Никакие другие государственные, в том числе эталоны отраслей финансироваться не будут. Государство предлагает найти рыночные пути для зарабатывания на содержание эталонов. Другого механизм не предусматривает. Конечно, в этом постановлении правительство будет прописывать статус национальных метрологических институтов, их ответственность и т.д. и т.д, как во всем мире. По сути дела государство с каждым национальным институтом имеет соответствующие договоры и соглашения независимо от их форм. Но, как будет организовано взаимодействие государства с национальным метрологическим центром, это тоже вопрос этого документа.

Про перечень поверки я уже сказал. Напоминаю, что если перечень министерств это на уровне согласования с министерством, то наш перечень, я имею в виду перечень, которым центры будут заниматься, должен быть утвержден постановлением правительства. Мы, еще раз говорю, осознанно указали срок — сентябрь 2009 года, понимая, что нам нужно время грамотно сформировать, оценить ситуацию, потому что процедура даже с методической точки зрения не проста.

Ну, конечно, новый и принципиальный вопрос, достаточно сложный. Закон ввел «понятие об аккредитации в сфере обеспечения единства измерений». С одной стороны мы должны быть заявлены на все нормативно-правовые документы, связанные с аккредитацией. Постановления правительства об аккредитации нет, сейчас речь идет о разработке закона об аккредитации, нарабатывается концепция технического задания. Те изменения, которые происходят сейчас на международной арене, в частности известная директива, по механизму аккредитации, в июне принятая европейским сообществом, требует, чтобы в стране был один аккредитующий орган. Но в отличие от нас они понятия не имеют о единой системе аккредитации. Они рассматривают это как действительно структурированную систему, которая имеет соответствующее направление, имеет соответствующие подсистемы, действующие исходя из общих критериев, предъявляемых к аккредитации. Речь идет об аккредитации, а по сути дела речь идет о создании, о национальном тестировании в области измерений, с тем, чтобы подсистемы вписать в ту самую единую систему аккредитации, которая должна быть создана в стране. Второе, содержание работ по аккредитации и задача, которую мы ставим метрологам, немножко отличается от той задачи, которую решают те, что занимаются сертификацией и т.д. Для нас механизм аккредитации через утверждение технической компетентности это механизм обеспечения единства измерений, механизм обеспечения прослеживаемости. Система аккредитации занимается формированием сообщества в области метрологии. Кстати, этот вопрос очень важный, он поднимался на 22 генеральной конференции. И очень хорошо был отражен в одном из докладов о том, направление, в котором будет развиваться область аккредитации обеспечения измерения это механизм прослеживания. Т.е все эти механизмы, о которых мы говорили: калибровка, та же самая поверка, та же самая аккредитация, прежде всего сейчас рассматриваются как идеальный механизм обеспечения прослеживаемости, т.е. по сути дела передача от государственных эталонов до рабочих средств измерений через различные технические операции. И работа по созданию такой системы достаточно сложная. Я хочу сказать, что у метрологов в этом плане опыт есть. Мы достаточно давно занимаемся аккредитацией. Для измерительных задач в стране действуют несколько систем аккредитаций в области измерений, лабораторий аналитического контроля, лабораторий радиационного контроля, лабораторий неразрушающего контроля, аналитических лабораторий. Основная задача системы аккредитации обеспечение получения достоверных результатов измерений и максимальное обеспечение прослеживаемости этих результатов к эталону, которые гарантируют их стабильность, надежность, которые принимают различного рода контрольные решения. Хотя, конечно, в области надзора должно быть выпущено нормальное постановление правительства, которое урегулирует эти функции.

В нашей стране, где 500 человек надзирателей и порядка 3 млн. предприятий надзор для проверки этих предприятий придет один раз в 13 лет. Эффективность такого контроля Вы сами понимаете, поэтому была выбрана другая тактика, тактика так называемых целевых проверок, когда выбираются по всей стране объекты здравоохранения и одновременно все проверяются, материалы обобщаются и они дают некую среднюю температуру по больницам. Как правило, отклонения очень не значительны и все традиционные недостатки, выявленные и в провинции, и в больших городах одинаковы. Будем применять такой механизм, потому, точечным метрологическим отбором занимаются, например во Франции около 4 тыс. человек, а у нас всего 500. И при этом все время идут разговоры об излишестве, переконтроле и т.д. и т.д. Так что эти механизмы разрегулирования и передачи функций Федеральными ведомствами, возможность развития нашей надзорной метрологической деятельности в этом постановлении сделаны. Это описание плана, которое в основном сводится, к нормативно-правовому регулированию. Как Вы понимаете, внедрение закона потребует существенных изменений в международной национальной системе и основ, которые здесь не затрагиваются, но после разработки соответствующих нормативно-правовых документов надо будет переходить на базу нормативных документов, надо будет править идеологию закона и другие документы. Т.е работа будет колоссальная.

Вот, чтобы я Вам хотел сказать по поводу внедрения этого закона.



Номер журнала:  КИПиС 2008 № 5

Возврат к списку


Материалы по теме:


При использовании материалов журнала «Контрольно-измерительные приборы и системы» ссылка на сайт www.kipis.ru обязательна.

Для просмотра файлов PDF может понадобиться Adobe Reader. Получить Adobe Reader бесплатно можно здесь.

Читайте бесплатно
№ 4 Декабрь 2021
КИПиС 2021 № 4
Тема номера:
Современная измерительная техника
Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.