|
EN |
Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на новости
|
Комментарии к Положению об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 163Настоящие комментарии касаются ряда вопросов, связанных с реализацией Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 163 (далее — Положение). Разъяснения предназначены, в первую очередь, для органов по аккредитации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также для организаций, претендующих на аккредитацию в качестве органов по сертификации или испытательных лабораторий (центров). В тексте комментируемые пункты Положения выделены жирным шрифтом, ниже приводятся соответствующие комментарии. 1. Настоящее Положение устанавливает правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, в целях подтверждения их компетентности, обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к их деятельности и создания условий для признания результатов этой деятельности. Настоящее Положение реализует норму статьи 31 Федерального закона «О техническом регулировании», определяющую полномочия Правительства РФ по установлению порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, и, таким образом, распространяется исключительно на аккредитацию для целей подтверждения соответствия, и не распространяется на аккредитацию применительно к иным формам оценки соответствия (государственный контроль (надзор), регистрация, и т.д.). Согласно пункту 3 Положения, объектами подтверждения соответствия являются не только продукция, но и иные объекты (в том числе процессы, работы, услуги), следовательно, Положение устанавливает правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, как в обязательной, так и в добровольной сфере. Положение реализует норму статьи 3 Федерального закона «О техническом регулировании» в части установления единого порядка аккредитации как элемента единой системы аккредитации. Еще одним элементом этой системы можно считать документ об аккредитации единого образца, разработка которого предусмотрена пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. № 163. 2. Особенности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке соответствия продукции (работ, услуг) и объектов, указанных в статье 5 Федерального закона «О техническом регулировании», устанавливаются отдельным актом Правительства Российской Федерации. Нормы настоящего Положения при аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения должны быть дополнены отдельным актом Правительства Российской Федерации, учитывающим особенности выполняемых работ в соответствии со статьей 5 Федерального Закона «О техническом регулировании». 3. В целях настоящего Положения используемые понятия означают следующее: «орган по аккредитации» — федеральный орган исполнительной власти, включенный в перечень органов по аккредитации, определяемый Правительством Российской Федерации; «область аккредитации» — сфера деятельности органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра), определяемая при ихаккредитации; «аттестат аккредитации» — документ, удостоверяющий аккредитацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) в определенной области аккредитации; «объекты подтверждения соответствия» — продукция или иные объекты, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг, подлежащие подтверждению соответствия; «заявитель» — претендующие на аккредитацию в качестве органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; «инспекционный контроль» — осуществление в установленном порядке проверки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) критериям аккредитации. В данный пункт включены понятия, используемые в целях настоящего Положения, которые не определены статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании». Согласно определению понятия «орган по аккредитации», данному в Положении, этим органом может быть только федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации. Перечень органов по аккредитации, согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона «О техническом регулировании», определяет Правительство Российской Федерации. В него входят федеральные органы исполнительной власти, в положениях о которых Правительством Российской Федерации установлены функции аккредитации, а также те из них, которым Постановлениями Правительства Российской Федерации поручается проводить аккредитацию в связи с принятием того или иного технического регламента. Таким образом, деятельность иных органов по аккредитации (в том числе работающих в системах добровольной сертификации) с момента выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 163 становится нелигитимной. Поскольку органы по сертификации в соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании», обязаны быть аккредитованы в установленном порядке, их аккредитация должна проходить в одном из федеральных органов исполнительной власти, имеющем соответствующую функцию. 5. Заявитель должен соответствовать следующим критериям аккредитации: а) наличие системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях; б) наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иныхматериальныхресурсов; в) наличие не менее 3 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и не менее 3 лет стажа практической работы в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации; г) наличие официально изданных действующих нормативных правовых актов, национальных стандартов и сводов правил, устанавливающихтребования к объектам подтверждения соответствия; д) наличие утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений методов и правил сертификации, исследований (испытаний) и измерений. В пункте 5 Положения сформулированы общие критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Для осуществления практических работ по аккредитации и в целях создания условий для обеспечения признания результатов аккредитации органам по аккредитации следует руководствоваться при аккредитации органов по сертификации ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, а при аккредитации испытательных лабораторий (центров) — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. 6. Дополнительным критерием аккредитации испытательных лабораторий (центров) является наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации. Испытательная лаборатория (центр), в полном соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки). Оборудование и его программное обеспечение, используемые для проведения испытаний, калибровки и отбора образцов, должны обеспечивать требуемую точность и соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к данным испытаниям и/или калибровке. Программы калибровки должны быть утверждены для основных параметров или характеристик средств измерений, если эти характеристики оказывают значительное влияние на результаты. До ввода в эксплуатацию (использования) оборудование (включая оборудование для отбора образцов) должно быть калибровано и/или проверено на соответствие техническим требованиям, действующим в лаборатории, и требованиям стандартов. Материалы по теме:
Новости КИПиС
Новости компаний
Энциклопедия измерений
Статьи КИПиС
Технические регламенты
|
Читайте бесплатно
События из истории измерений
09.12.1883
Родился советский ученый, механик, специалист в области механики и гидродинамики
|