|
EN |
Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на новости
|
О ходе реформы технического регулирования05.07.2009 Реформа технического регулирования является необходимым условием конкурентоспособности российской экономики. Безопасность продукции – это один из важнейших элементов конкурентоспособности продукции, без наличия которого, продукт вообще не может быть выпущен в обращении на территории Российской Федерации. Государству необходимо создать условия и стимулы для активизации отечественных производителей для постоянного повышения качества и конкурентоспособности российской продукции. Создание таких условий невозможно без эффективной системы технического регулирования в Российской Федерации, которая обеспечивает многовариантность выбора технических решений, не создавая при этом необоснованных ограничений и не оказывая на бизнес излишнее административное давление. Эффективная система технического регулирования предполагает:
Одной из важных задач технического регулирования является поиск сбалансированного подхода между установлением обязательных требований для обеспечения безопасности продукции и при этом создание условий для повышения качества и конкурентоспособности. Существующая законодательная база в области технического регулирования, основанная на Федеральном законе «О техническом регулировании», на сегодняшний день позволяет в полной мере проводить необходимый комплекс мер по реализации реформы технического регулирования. Стандартизация В целях повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции значительную роль играют стандарты разного уровня, являющиеся эффективным инструментом применения оптимальных решений, новых знаний и технологий в различных отраслях и сферах деятельности. Стратегической задачей применения национальной системы стандартизации является повышение качества и конкурентоспособности продукции. Для решения этой задачи предстоит существенно увеличить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Анализ показывает, что к 2010 году уровень гармонизации должен быть увеличен до 40%, чему в немалой степени будет способствовать реализация «Перспективной программы развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственных сферах», подготовленной по поручению Совета Безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время увеличение показателя обновления фонда стандартов составляет от 3 до 7% ежегодно. Продолжается работа по реструктуризации и активизации работы технических комитетов. Предстоит продолжить гармонизацию структуры ТК и их специализации с комитетами ИСО/МЭК. Минпромторгом России проведена работа по обеспечению представительства заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в составах Технических комитетов по стандартизации. В настоящее время Российская Федерация участвует в работе 515 Технических Комитетов/Подкомитетов в статусе активного (полноправного) - члена ИСО (P-member), в 89 ТК/ПК ИСО имеет статус наблюдателя (O-member). На Российскую Федерацию возложены обязанности по ведению секретариатов 8 подкомитетов ИСО. Россия является активным членом Международной электротехнической комиссии (МЭК), в которую входят 69 стран. В настоящее время Россия участвует в работе 143 ТК/ПК МЭК. Однако, необходима дальнейшая активизация участия Российской Федерации в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Предстоит расширить диалог России с европейскими организациями по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК и ЕЭК ООН). Для достижения целей стандартизации необходимо повысить роль государства в развитии национальной системы стандартизации, расширить практику применения национальных стандартов в решении государственных задач, путем включения вопросов стандартизации в реализуемые и разрабатываемые федеральные и ведомственные целевые программы, а также в систему закупок для государственных нужд. В настоящее время в установленном порядке принято 8 технических регламентов, 5 из которых разработаны в инициативном порядке. Вступили в силу 6 технических регламентов, для 3 из которых разработаны необходимые для реализации нормативные акты, предусмотренные положениями Федерального закона «О техническом регулировании»:
Не вступили в силу 2 технических регламента:
В целях реализации принятых технических регламентов, положения Федерального закона «О техническом регулировании» предусматривают: Утверждение Правительством Российской Федерации: 1. Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, А в случае отсутствия указанных национальных стандартов: 2. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений. 3. Список товаров (продукции) в целях таможенного оформления. 4. В соответствии с решением Правительственной комиссии по техническому регулированию, проект постановления Правительства Российской Федерации определяющий орган по аккредитации по соответствующему техническому регламенту. Утверждение федеральными органами исполнительной власти: Сводов правил (при необходимости). Утверждение Ростехрегулированием: Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, которые применяются на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов. Минпромторгом России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», согласованный со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Указанный законопроект подготовлен в целях:
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» законопроектом предусматривается дополнить:
Данные изменения позволят при разработке проектов технических регламентов учитывать требования, направленные на повышение энергетической эффективности, а также возможные социально-экономические и иные последствия их принятия и реализации во всех сферах деятельности, в том числе направленных на создание энергоэффективной экономики страны. Законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, рассмотрен и принят в первом чтении 24 июня 2009 г. Предложенные изменения играют важную роль в реализации реформы технического регулирования, но не являются исчерпывающими. Анализ действующего законодательства Российской Федерации выявил отсутствие ответственности юридических и физических лиц за нарушение требований технических регламентов. По мнению Минпромторга России, необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих установление ответственности за нарушение требований технических регламентов, а также за нарушение правил обязательного подтверждения соответствия. В целях повышения эффективности реализации реформы технического регулирования необходимо качественное улучшение взаимодействия на регулярной основе по вопросам технического регулирования с бизнес-сообществами, общественными объединениями и ведущими научными организациями. В настоящее время создано 5 межотраслевых советов по техническому регулированию:
По мнению Минпромторга России целесообразно рассмотреть возможность создания Межотраслевых советов:
В этой связи целесообразно возобновить в новом качестве работу Совета по техническому регулирования при Минпромторге России с участием представителей бизнес-сообществ, общественных объединений и ведущих научных организаций. Основными задачами Совета будут являться выработка предложений по:
Минпромторг России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере технического регулирования, обеспечивает исполнение организационных мероприятий по разработке и реализации Программы, которая ежегодно уточняется. Повышен уровень межведомственного взаимодействия. Программа разработки технических регламентов в новой редакции содержит 17 первоочередных технических регламентов, указанный в пункте 1 статьи 9 ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с решением Правительственной комиссии по техническому регулированию от 13 февраля 2009 года, 4 из них определены как приоритетные: «О безопасности лифтов» «О безопасности пищевых продуктов» «О безопасности зданий и сооружений» «О безопасности строительных материалов и изделий». Сформированы и соблюдаются графики мероприятий, что позволило упорядочить процесс разработки регламентов и повысить уровень оперативности управления процессом выполнения Программы. Совершенствование методов мониторинга и контроля хода реализации Программы позволило улучшить исполнительскую дисциплину и обеспечить:
Достижение эффективного и существенного ускорения работ по принятию технических регламентов может быть достигнуто:
На данном этапе Программа реализуется 16 федеральными органами исполнительной власти, 6 из которых выполняют функции государственных заказчиков. Усилена работа по экспертному рассмотрению ТР, предусмотренному в соответствии с пунктом 9 статьи 9 Закона. В 2008 г. Минпромторгом России проведены заседания экспертных комиссий по 8 программным ТР и по 10 ТР разработанным в инициативном порядке, то уже за первое полугодие 2009 г по 8 ТР, предусмотренным Программой и Перечнем и по 5 инициативным ТР. В составы экспертных комиссий с 2008 года включаются представители РСПП, ТПП, Деловой России, Опоры России, страхового сообщества, ведущих научных организаций. На заседаниях экспертных комиссий, созданных Минпромторгом России. В материалах представлена информация о результатах рассмотрения в 2008 году проектов ТР. Энергосбережение и энергоффективность в отраслях промышленности. Внесение изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части энергоэффективности обусловлено в том числе и тем, что в настоящее время вопрос энергоэффективности и энергосбережения входит в число основных тем обсуждаемых мировым сообществом. Для России решение проблемы энергоэффективности особенно актуально, поскольку наша страна имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую вдвое аналогичный показатель в США, в 2,3 раза - в целом по миру и в 3 раза - в развитых странах Европы и в Японии. Решающим направлением решения этой проблемы может быть эффективное энергосбережение и в сфере потребления за счет существенного повышения эффективности использования энергоресурсов и в сфере непосредственно топливно-энергетического комплекса через снижение издержек производства, что позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в промышленности, энергетике, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте. Существующий потенциал энергосбережения составляет 410-430 млн. т.у.т., или около 40-45% текущего потребления энергии, из них:
Решение вопросов энергоэффективности может быть осуществлено через внедрение новых технологий и модернизацию существующих производств, что позволит к 2030 году снизить энергоемкость ВВП России более чем на 60,0% по сравнению с 2005 годом. Для обеспечения повышения энергоэффективности в части технического регулирования предусмотрено внесение изменений в Закон и реализация ряда программных документов (стратегий развития). Например, в области базовых отраслей машиностроения при выработке электрической и тепловой энергии планируется повысить энергоффективность и обеспечить энергосбережение первичных энергоресурсов (нефть, газ, твердое топливо) за счет внедрения новых технологий, которые позволят:
Министерством реализуются проекты направленные на создание новых технологий и конкурентоспособных образцов оборудования для энергетического, тяжелого и транспортного машиностроения. В качестве потенциала снижения энергоемкости можно отметить такие отрасли как холодильная промышленность и светотехника. На заседании Правительственной комиссии по техническому регулированию 13 февраля 2009 года одобрен Перечень разработки технических регламентов, включающий 43 наименования технических регламентов. Ряд из них находится в высокой степени готовности. Федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить разработку технических регламентов, предусмотренных Перечнем. 3. Аккредитация органов по подтверждению соответствия. В настоящее время в Российской Федерации приняты первые технические регламенты, реализация которых затруднена без разработки и внедрения соответствующей системы аккредитации, включая определение порядка ее осуществления. Практика применения ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» выявила ряд серьезных проблем:
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Закона порядок аккредитации органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 утверждено Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее – Положение), которое устанавливает правила аккредитации органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия, в целях подтверждения их компетентности, обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к их деятельности и создания условий для признания результатов этой деятельности. Также, в соответствии с указанным Положением, орган по аккредитации осуществляет инспекционный контроль в форме плановых и внеплановых проверок. В связи с чем, действующие на территории Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие и регламентирующие отношения в части ответственности организаций, осуществляющих работы по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в настоящее время являются достаточными. РСПП, а также другие объединения предпринимателей предлагают создать национальный орган по аккредитации на базе Федерального агентства по техническому регулированию (с условием исключения из компетенции последнего и передаче в ведение другого органа власти функции по контролю (надзору)) или в форме автономного учреждения (некоммерческого партнерства). Предполагается, что Национальный орган по аккредитации объединит всю систему аккредитации в Российской Федерации и станет исключительным представителем такой системы за рубежом. Внедрение предложенной системы потребует введения в проекты ТР дополнительных требований к органам по подтверждению соответствия. Считаем целесообразным дальнейшее обсуждение предложений и проведение анализа проекта с участием экспертов федеральных органов исполнительной власти и предпринимательским сообществом. Анализ отечественного опыта проведения аккредитации и сертификации выявили высокую коррупционную составляющую совмещения федеральными органами исполнительной власти функций по решению вопроса о допуске продукции на рынок и одновременному осуществлению государственного контроля (надзора) за оборотом такой продукции на рынке. Недостатки существующей системы допуска продукции на рынок Российской Федерации:
Подводя итоги, следует отметить:
Предложения: 1. Внести изменения в действующее законодательство о техническом регулировании в части:
2. Минпромторгу России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, РСПП, ТПП, Опоры России, Межотраслевыми советами создать координационный совет по техническому регулированию для:
3. Сконцентрировать усилия федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, депутатов Государственной Думы на доработке и принятии первоочередных технических регламентов в 2009 году. Интеграционные процессы. Активизировано участие в формировании и деятельности рабочих органов ЕврАзЭС и Таможенного союза 29 апреля 2009 г. состоялась рабочая встреча представителей Минпромторга России с Генеральным секретарем ЕврАзЭС Т.А. Мансуровым и заместителем Генерального секретаря ЕврАзЭС, ответственным секретарем Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьевым, по итогам которой согласованы позиции по выполнению решений Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о гармонизации технических регламентов. В Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС направлены предложения по внесению изменений в График разработки первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС и предложения по составам российских частей рабочих групп, а также представлены 18 проектов технических регламентов для использования в качестве основы для разработки соответствующих технических регламентов ЕврАзЭС. Завершается формирование российских частей рабочих групп по разработке и согласованию проектов технических регламентов ЕврАзЭС. Обеспечено участие российских экспертов, в том числе представителей промышленности, в заседаниях рабочих групп по разработке проектов технических регламентов ЕврАзЭС. «Безопасность лифтов» и «О безопасности зерна». Планируется участие российских экспертов в заседаниях рабочих групп по разработке проектов технических регламентов ЕврАзЭС «Безопасность низковольтного оборудования» и «Требования к бензинам, дизельному топливу и мазутам», назначенных на последнюю декаду мая 2009 г. В целях повышения эффективности дальнейшей работы считаем целесообразным закрепить ответственность за разработку технических регламентов ЕврАзЭС за конкретными федеральными органами исполнительной власти согласно приложению, при этом координирующую роль возложить на Минпромторг России. Проводится работа по подготовке
Материалы по теме:
Новости КИПиС
Новости компаний
Статьи КИПиС
Технические регламенты
|
Читайте бесплатно
События из истории измерений
10.10.1908
День рождения ученого, давшего объяснение эффекту "свечения" электронов
|