Транзистор из семи атомов – еще один шаг к созданию квантовых компьютеров

07.07.2010

Ученые создали транзистор, состоящий из семи атомов. Статья с описанием использованного специалистами метода опубликована в журнале Nature Nanotechnology. Коротко о работе пишет портал BBC News.

Транзистором называют электронное устройство, управляющее током в цепи за счет изменения напряжения или тока входного сигнала. Транзисторы используются во многих электронных устройствах, в частности в компьютерных чипах. Чем больше транзисторов расположено на одном чипе, тем он мощнее.

В 1965 году один из основателей корпорации Intel Гордон Мур сформулировал правило, согласно которому каждые два года число транзисторов на чипе должно удваиваться. Долгое время это правило, получившее название закона Мура, выполнялось, однако в последнее время скорость прироста числа транзисторов начала падать. Существует исследование, авторы которого предсказывают, что правило Мура перестанет выполняться через 75 лет из-за приближения к физическому пределу - размер транзисторов сократился до десятков нанометров.

Авторы новой работы создали транзистор, заменив семь индивидуальных атомов кремния в кристалле на атомы фосфора. Ученые рассчитывают, что транзистор пригодится для создания более мощных вычислительных устройств, чем существующие, в том числе квантовых компьютеров.

На данный момент, этот атомарный транзистор еще очень далек от возможности коммерческого применения, поскольку был создан вручную. Группа ученых использовала для его создания сканирующий туннельный микроскоп, чтобы переместить атомы фосфора на новое место.

Созданный учеными транзистор не является самым маленьким из всех существующих. Ранее исследователи другой группы разработали транзистор из одной молекулы. По словам ученого из группы разработчиков, от момента создания применимых на практике молекулярных электрических схем и микропроцессоров нового поколения нас отделяют еще десятки лет технического прогресса: «…, однако нам удалось разрешить проблему, волновавшую ученых в течение десятилетия, и доказать, что одна-единственная молекула может функционировать как транзистор», – подытожил ученый.

Источники:

http://news.bbc.co.uk/2/hi/technology/10146704.stm - Seven atom transistor sets the pace for future PCs - BBC News, 24.05.2010

http://lenta.ru/news/2010/05/24/transistor/ - Создан транзистор из семи атомов - Lenta.ru, 24.05.2010

http://www.rian.ru/science/20091224/201174793.html - Ученые создали транзистор из одной молекулы - РИА «Новости», 24.12.2009