EN
Поиск по сайту
Новости AKTAKOM(574)
Новости Anritsu(121)
Новости Fluke(134)
Новости Keithley(78)
Новости Keysight Technologies(666)
Новости Metrel(24)
Новости National Instruments(265)
Новости Pendulum(20)
Новости Rigol(96)
Новости Rohde & Schwarz(558)
Новости Tektronix(225)
Новости Texas Instruments(23)
Новости Yokogawa(132)
Новости Росстандарта(154)
АКТАКОМ
Anritsu
FLUKE
Keithley Instruments
Keysight Technologies
METREL
NI
RIGOL
Rohde & Schwarz
Spectracom
Tektronix
Texas Instruments
Yokogawa
Росстандарт
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Зарегистрироваться
Информация
АКТАКОМ - Измерительные приборы, виртуальные приборы, паяльное оборудование, промышленная мебель

Церковь и метрология

Я, для себя, не претендуя на обобщение, всегда разделял и разделяю три понятия: веру, религию и церковь.

Каждый человек во что-то верит. Наверное, так он создан, кем-то или чем-то. Кто-то верит в добрых и злых духов, кто-то в целый пантеон уже богов, кто-то в единого бога. Кое-кто скажет, что ни во что не верит. Это самообман — убеждение в том, что нет ни духов, ни богов, ни единого бога это тоже вера, вера убежденного атеиста.

Религию я отношу к мировым монотеистическим культам — христианству, буддизму, индуизму, исламу. Религию себе выбирает (или среда и родители ему выбирают) каждый верующий человек.

А затем в дело вступает церковь — бюрократическая организация, построенная строго иерархически, объединяющая как служителей культа, так и массы верующих, располагающая сетью храмов и других культовых сооружений, владеющая строениями, земельными наделами и другой собственностью.

Организация церкви не приемлет демократии. Она авторитарна. Все несчастья религиозного плана, выпавшие на долю человека — избиение «язычников», крестовые походы (войны между религиями), религиозные войны (войны между конфессиями, скажем католицизмом и протестантизмом), ужасы инквизиции. Это уже «достижение церквей».

Так что же может быть общего между церковью (точнее, церквями) и метрологией? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос обратимся к опыту, уже организовавших церковную иерархию древнейших цивилизаций — Вавилону (Халдеи) и Египту, а затем побываем и в Киевско-Новгородской Руси. Общеизвестно, что метрология и государственная метрологическая служба (по современной терминологии) зародились именно в этих цивилизациях. А возможно, и в более ранних, о которых до нас не дошли соответствующие сведения. Если верить словам Платона о существовании мощного, централизованного государства — Атлантиды, подчинившей себе почти весь древний мир, приходится предположить, что и в Атлантиде существовали единые общегосударственные меры — эталоны и система обеспечения единства измерений и церковь.

Но вернемся в древний Египет, и попытаемся сформулировать основные проблемы, при решении которых нельзя было обойтись без метрологии и, с которыми сталкивалось государство, возглавляемое фараоном — божественным правителем Верхнего и Нижнего Египта.

Первая проблема — строительство крупных культовых и гражданских сооружений, точнее, их сборка из стандартных деталей, блоков.

Вторая — унификация вооружения армии — луков, стрел, мечей, колесниц и т. п.

Третья — измерение земельных наделов, определение размера урожая и т. п. для исчисления и сбора налогов. Кстати, уже в те далекие времена существовала самая настоящая налоговая полиция (надсмотрщики), а налоги, наряду с военной добычей, были экономической основой государства.

Четвертая — контроль за внутренней и внешней торговлей, взимание таможенных платежей (тоже источник благоденствия государства, фараона и его окружения). Этим целям служили общенациональные меры, эталоны, система сравнения их с рабочими мерами, контроль за их правильным использованием. Вся эта система регламентировалась законами и распоряжениями верховных властей. Иными словами, уже несколько тысячелетий назад существовали элементы теоретической, законодательной и прикладной метрологии. Та же картина существовала и в Вавилоне.

Ну, а причем здесь церковь? А притом, что в течение тысячелетий государственные и рабочие эталоны хранились в храмах, и функции государственных инспекторов и поверителей выполняли жрецы и гражданские чиновники — писцы. Существовало даже специальное божество, курировавшее всю эту деятельность. Им был Тот — бог Луны, счета, письма и мудрости. Он изображался обычно в виде человека с головой ибиса — священной птицы, почитавшейся в Египте. А. Поктон в своей монографии по исторической метрологии писал: «У древних народов эталоны линейных мер и веса хранились очень заботливо в храмах и освящались религией. Египтяне, по свидетельству Климента Александрийского, имели в коллегии своих жрецов должностное лицо, на обязанности которого лежало знать все меры и хранить их первичные образцы. У римлян эталоны законных мер были помещены в храме Юпитера на Тарпейской скале. Император Юстиниан приказал, чтобы линейные меры и меры веса хранились в «христианских церквях» (после признания христианства официальной религией Римской империи)».

Бог Тот, взвешивающий душу (рисунок из "Книги Мертвых" Хунифера, ок. 1320 г. до н. э.)

Теперь вернемся «на отечественную ниву». Довольно обширный материал на эту тему содержится в монографии Н. А. Шостьина «Очерки истории русской метрологии». Воспользуемся этим источником, цитируя как самого Н. А. Шостьина, так и приводимые им отрывки из официальных документов древней Руси. «Церковные храмы были своего рода общественными центрами. Их строили зачастую на больших площадях, где велась крупная торговля. Во многие помещения храмов посторонние лица не допускались, поэтому храмы являлись наиболее надежными местами для хранения ценного имущества, в том числе общественных мер и весов». Добавим, что первыми каменными строениями в городах, кроме княжеских хором, были именно храмы, как правило, остававшиеся целыми после частых катастрофических пожаров и набегов врагов.

Первые сведения о наличии на Руси надзора за мерами и весами относятся к 996 году и, опять-таки, связаны с церковью. В уставе князя Владимира о церковных судах перечисляются виды мер, порученных верховному надзору епископа с обязательством «блюсти городские и торговыя всячьская мерила и спуды и взвеси и ставила». В «Уставе о церковных судах и о людях и о мерилах торговых великого князя Всеволода Мстиславича (1134-1135 гг.) » указываются меры и весы, подлежавшие надзору со стороны киевского митрополита и новгородского епископа (с купечеством, ведь Новгород всегда был торговым городом, окном в Европу). Более того, за пренебрежение к вопросу надзора за мерами Уставы угрожали епископу небесной карой после смерти. «За все то дати ему слово в день суда великого, якоже и о душах человеческих» (Устав князя Владимира), или: «а епископу не управив того, за то дати ему слово в день великого суда, а печаловатиси ему о том управлении, якоже и о душах человеческих». Уместно здесь напомнить, неоднократно приводившиеся в печати цитаты из Библии о том, что использование неверных мер и весов является грехом перед Господом.

Но двинемся дальше, в эпоху татаро-монгольского ига. По различным причинам, за сравнительно редкими исключениями, татаро-монголы не разрушали церковный аппарат, церковную организацию. Не разрушались и христианские храмы. Более того, в течение этого периода «духовенство и церковное имущество были освобождены от всяких налогов и от контроля со стороны татарских чиновников — баскаков — и в храмах можно было относительно спокойно хранить как документы, так и материальные ценности». Хранились в храмах и различные эталонные меры длины, веса (массы), объема и точные весы.

По мере укрепления централизованной власти и государственного аппарата, роль церкви в метрологии постепенно уменьшалась. Особенно заметным этот процесс стал во времена царствований Ивана III (1440-1506 гг.) и Ивана IV — Грозного (1530-1584 гг.). Появляются такие учреждения, как московские Померная изба и Большая таможня, выполнявшие функции надзора за мерами. Окончательно эти функции перешли к государству уже в царствование Петра Первого. Во многом этому способствовала осуществленная императором метрологическая реформа, привязавшая российские меры длины и объема к английским.

Подводя итог, нужно признать, что роль церкви в становлении и развитии метрологии (в мировом масштабе) существенна и положительна.

In this article the author discovers a similarity of Church and Metrology. And even since ancient times linear measures standards were kept in temples.


Автор(ы): Брянский Л.Н.
Номер журнала: КИПиС 2008 № 4

Возврат к списку


Материалы по теме:


При использовании материалов журнала «Контрольно-измерительные приборы и системы» ссылка на сайт www.kipis.ru обязательна.

Для просмотра файлов PDF может понадобиться Adobe Reader. Получить Adobe Reader бесплатно можно здесь.

Читайте бесплатно
№ 4 Декабрь 2021
КИПиС 2021 № 4
Тема номера:
Современная измерительная техника
Мы используем файлы 'cookie', чтобы обеспечить максимальное удобство пользователям.